Life +380 93 5153737
Киевстар +380 96 5153737
Vodafone +380 99 5153737
Предыдущий раздел – “Глава І. Основы предпринимательства”
И так, определившись с направлением деятельности и сформировав окончательную цель, необходимо приступать к написанию бизнес-плана.
Составление бизнес бизнес-плана не является обязательным. Более того, свыше 80 % предпринимателей не составляют такой документ. Видимо по этой причине 85 % новосозданных компаний не переживают первый год существования, а до 5 лет доживает лишь 2 % от зарегистрированных компаний.
Серьёзные капиталовложения, как и привлечение инвестиций, предусматривают составление бизнес-плана, его предварительный анализ, а в процессе реализации – соотношение фактических показателей плановым.
Бизнес-план – это предварительный бизнес-документ, который содержит описание коммерческой идеи и путей её реализации, расчётных величин.
Таким образом, можно выделить основные признаки бизнес-плана:
а) предварительный бизнес-документ.
Этот документ является первым и основным документом на подготовительной стадии. Он составляется ещё до подписания устава и регистрации субъекта хозяйствования. Именно от анализа его данных зависит, будет ли реализована бизнес-идея.
б) содержащих описание коммерческой идеи и путей её реализации, расчётных величин.
В первую очередь этот документ содержит описание самой бизнес-идеи, её особенностей и отличительных факторов, способности удовлетворить запросы потребителей, инновационность или усовершенствование.
Следует также указывать порядок и способы реализации бизнес-плана в разрезе финансовых издержек и получаемых доходов, задействованных маркетинговых мероприятий, особых управленческих подходов.
И, конечно же, указываются расчётные показатели, доказывающие целесообразность такой деятельности: плановые показатели рентабельности бизнес-идеи, ликвидности капитала, сроков реализации.
Прежде, чем сесть за написание бизнес-плана, необходимо провести целый ряд подготовительной работы: составить список необходимой информации, собрать её, проанализировать и сделать должные расчёты.
На подготовительном этапе собирается информация о:
а) товарах и/или услугах аналогичных предлагаемым, их производителях, особенностях предложений;
б) о целевом сегменте рынка, способах продвижения, задействованных рекламных стратегиях;
в) определение структуры бизнеса, схемы организационной структуры, структуры построения взаимоотношений.
После сбора необходимой информации, приступаем к написанию бизнес-плана. Структура этого документа чётко не определена каким-либо нормативным актом. Инвестиционные компании выставляют ряд требований к его структуре и тексту. Если есть намерения предложить бизнес-план конкретному инвестору, то следует взять требования, выставляемые им к данному документу.
Как правило, бизнес-план состоит из разделов:
а) краткое описание проекта.
Первый раздел бизнес-плана играет огромную роль. Если изложенная в этом разделе информация «зацепит» потенциального инвестора (кредитора, партнёра), то считайте, что бизнес-план получил 50 % успеха при его рассмотрении.
В данном разделе кратко описывается бизнес, его цели, товар или услуга, что будут предоставляться, обобщённо описание потребителя и метод реализации, объёмы необходимого финансирования.
б) анализ рынка.
В данном разделе приводиться анализ рынка, в котором будет вестись деятельность: детальное описание потребительской группы, основных конкурентов, их сильные и слабые стороны, факторов способствующих и негативно влияющих на реализацию бизнес-проекта, определение маркетинговой стратегии.
в) организационный план.
В основании любого бизнеса находиться структура субъекта хозяйственной деятельности, его комплектация человеческими ресурсами, распределение функций и управления.
Потому раздел содержит в себе описание организационной структуры, штатного расписания, функциональной структуры, требований к кандидатам и способам их поиска, механизмов оплаты и оценки работы.
г) производственный план.
Независимо от сферы деятельности, каждый бизнес имеет свой производственный план. Единственное отличие – объём описываемых процессов.
В данном разделе указываются данные о производственной базе (будь то офис, склад, цех), производственных мощностях (оборудовании, расположении), о привлечённых поставщиках или подрядчиках, объёмах производства, условиях и возможностях хранения и транспортировки к точкам сбыта.
д) план продаж и маркетинга.
Произведённые товары и услуги необходимо реализовать. В данном разделе как раз речь и идёт о способах формировании цены, реализации, стимулировании сбыта, объёмах продаж, плановых тенденциях и факторах влияющих на повышение продаж.
е) финансовый план.
Эта часть бизнес-плана посвящена планированию и оценке финансовых потоков в разрезе дохода и затрат, плановых сроках окупаемости, достижения плановых показателей, способах вливания и привлечения финансирования, покрытия издержек.
ё) выводы.
Данный раздел на втором месте по актуальности прочтения. Именно в этом разделе излагаются резюмирующие итоги, его плановые показатели (размер вложений, сроки окупаемости и реализации, рентабельность бизнеса).
Иногда этот раздел объединяют с первым разделом.
Общая ошибка при составлении бизнес-плана – это придание документу слишком оптимистических критериев, как-то переоценка спроса потребителей, конкурентных преимуществ, минимизация возникновения риска и т.д. Следствием такой переоценки является получение сверх прибыльных расчётов, ускоренных сроков окупаемости, колоссальной рентабельности. В итоге – самообман и провал реализации даже самой лучшей бизнес-идеи.
При расчёте показателей следует пользоваться правилами:
1) пессимистического прогноза.
Не следует рассчитывать на: такие же показатели в первые месяцы, как у конкурентов сейчас, внезапной активизации спроса именно на ваши товары и услуги, экономию средств вследствие отказа от реализации какой-либо части бизнес-плана.
Лучше, ежели развитие будет более активным, нежели указано в бизнес-плане, чем наоборот. Рассчитывайте данные исходя из скромных показателей и результатов.
2) наступления рисков.
Не стоит избегать способов решения рисков или игнорировании даже самых маловероятных из них. Рассматривайте все способы противодействия последствиям наступления риска (так называемый, запас прочности).
Помните, фундамент бизнеса закладывается с момента его начала.
Одно дело подготовить бизнес-план и совершенно другое – его представить инвестору, кредитору или партнёру.
Для проведения успешной презентации бизнес-плана необходимо руководствоваться правилами:
а) соответствующая внешняя форма.
Помните: встречают по одёжке, а провожают по уму. Соответственно и бизнес-план должен выглядеть так, чтобы его было приятно взять в руки (переплёт или пластиковый скоросшиватель, бумага формата А-4, титульный лист и содержание со ссылками на номера страниц, наличие всех указанных в нём приложений, использование таблиц и графиков).
Для проведения презентации подготавливают количество пакетов документов соответствующее количеству сторон на презентации.
Иногда подаётся отдельно краткое резюме бизнес-плана, содержащее информацию, указанную в пунктах «а» и «ё» параграфа 2.2.
б) правильная подача информации.
На рассмотрение бизнес-плана инвестор в отличии от кредитора или партнёра выделяет не много времени, поскольку получает таковых предложений довольно много. Соответственно он обратит внимание только на тот документ, резюме которого ему понравится и автор которого чётко ориентируется в бизнес-плане (теме, данных и т.д.). Инвестору важно оценить разумность идеи, проверить общие цифры и следить за контрольными точками в процессе реализации проекта.
Кредитор и партнёр относятся к проекту иначе. Как правило, кредитор оценивает бизнес-план с точки зрения возможности его реализации и дальнейшего возврата предоставленных заёмных средств, а партнёр – возможности расширения (диверсификации) своего бизнеса, размер рентабельности. Потому они предпочитают детально изучить проект, после чего обсуждать и даже влиять на некоторые параметры.
Полезным моментом будет подготовить схемы-описания (для услуг и торговли) либо модели (для производства товаров), что позволит визуализировать проект или его результаты, посмотреть на процессы в действии.
Правильная подача бизнес-плана обеспечивает вторых 50 % успеха.
Следующий раздел – “Глава ІІІ. Финансовые вложения”