ДИВЕРСИФИКАЦИЯ | Днепр, Киев, Материалы, Одесса, Харьков | FIRM.UA
 

мы с Вами с 1999 года

Диверсификация

Анализируя опыт известных компаний с мировым именем, можно прийти к выводу, что одним из главных направлений в укреплении бизнеса является выход за рамки узкой специализации. Например, владелец компании по выращиванию, закупке и сбыту сельскохозяйственной продукции приобретает предприятие по переработке этой продукции: консервный цех, мукомольное или мясоперерабатывающее предприятие. При этом уменьшается риск порчи продукта и повышается добавленная стоимость. Продавец компьютерной техники создает собственное предприятие по сборке такой техники или ремонту и обслуживанию.

Становится традиционным объединение в одной торгующей организации услуг по продаже, установке и гарантийному обслуживанию установленной продукции. Это особенно широко распространено в строительстве, сантехнических и электромонтажных работах. Крупные строительные фирмы, как правило, имеют межотраслевые предприятия по изготовлению и сбыту строительных материалов, используемых ко

нструкций.

Каждый успешный бизнесмен рано или поздно приходит к необходимости выбора направления развития собственного бизнеса и вложения капитала. В этот момент он должен ответить на вопрос: «Какие шаги предпринять?»

Практика показывает, что возможны два пути развития диверсификации производства.

Во-первых, это внутреннее расширение производства, что подразумевает создание новых ее направлений на основе уже действующего. Обычно это происходит при прогрессирующем развитии отрасли производства и появлении свободных средств. В таком случае расширяется ассортимент уже производимых товаров, осваиваются новые технологии с целью увеличения прибыли.

Второй путь – внешний, осуществление диверсификации путем слияния отдельных компаний, поглощения их. Примером может быть приобретение активно развивающейся компанией Google известной, но, увы, находящейся в кризисном состоянии «Motorola». Благодаря этому поглощению планируется выпуск одного их лучших современных смартфонов Moto X.

Говоря о видах диверсификации, выделяют два основных: несвязанную (конгломератную) и связанную.

Конгломераты образуются путем слияния большого количества мелких и средних фирм, работающих в самых различных областях деятельности, которые не имеют между собой связей в сбыте и производстве продукции. Одним из наиболее ярких примеров является крупнейшая американская компания General Electric, основанная еще в 1878 году Томасом Эдиссоном. Сейчас сфера влияния компании распространяется на производство оборудования для водоподготовки и водоочистки, нефтяное, медицинское оборудование. Ею контролируется выпуск дизельных и реактивных двигателей для грузоперевозок и авиации, светотехнического оборудования и прочее. А все начиналось с лампы накаливания. Когда фирма решается на непрофильную диверсификацию, она проникает в новые сектора рынка путем приобретения новых уже функционирующих компаний, а не создания филиала компании. Обычно конгломератное слияние повышает стоимость акций.

Связанная диверсификация – представляет собой расширение производства на выпуск нового вида продукции, который для компании не является основным, но технологически связан с ним.

Связанная, в свою очередь, подразделяется на – вертикальную и горизонтальную.

Следовательно, вариантов развития есть несколько:
– территориальное расширение – открытие представительств или филиалов, по сути дублируя существующую схему работы;
– вертикальная диверсификация – приобретение предприятий поставщиков/подрядчиков или открытие аналогичных своих направлений, чтобы охватить процесс производства какой-либо продукции от добычи сырья и до поставки её конечному покупателю;
– горизонтальная диверсификация – приобретение предприятий смежных направлений деятельности и рассчитанных на одного потребителя или открытие аналогичных своих направлений, чтобы увеличить объём продажи по существующей базе покупателей.

Если с территориальным расширением всё более-менее понятно, то на диверсификации остановимся детальнее.

Вертикальная диверсификация предусматривает расширение производства на вид продукции, который может использоваться в производственной цепочке основного. Например, металлургическая компания владеет обогатительным комбинатом, при этом производит окатыш для собственного потребления и для продажи излишков другим потребителям. В таких случаях имеем связанную вертикальную диверсификацию вниз по цепочке добавленной стоимости.

Если же компания выходит на рынок с продукцией еще более высокой глубины переработки (например, металлургическая компания выпускает на рынок металлопрокат), то имеем связанную вертикальную диверсификацию вверх по цепочке добавленной стоимости.

Следует отметить, что вертикальная диверсификация охватывает сегменты рынка поставщиков и продвижения продукции. В связи с этим она имеет невысокие параметры снижения отраслевого риска. Дело в том, что все цепочки видов продукции зависят от состояния рынка конечного товара этой цепочки.

Сочетание производственных связей, гарантированные поставки и тесный контакт с потребителями – все это несомненные достоинства вертикальной диверсификации. Однако недостатком является все та же взаимосвязь подразделений, которая в случае негативных изменений на рынке влечет за собой и потерю позиций всего бизнеса. Кроме того, необходимость введения новых технологий может привести к значительному повышению себестоимости выпускаемой продукции.

Особо ярким примером является корпорация General Motors, отличающаяся высоким уровнем вертикальной диверсификации, ее собственная продукция составляет около 65 % общей стоимости авто. Возможно, такая особенность компании сыграла роль в ухудшении состояния компании в период кризиса 2009 года.

Горизонтальная связная диверсификация предполагает расширение производственного выпуска на такой вид продукции, для которого применяется используемая компанией технология, однако этот вид не принадлежит технологической цепочке основной продукции.

Например, фирма, осуществляющая пассажирские перевозки в определенном регионе, выходит в туристический бизнес, при этом обеспечивая туристическое обслуживание, предоставляет и транспортные услуги.

Обычно рынки связанных горизонтально видов продукции принадлежат разным производственным цепочкам добавленной стоимости, а потому и зависят от состояния разных сегментов рынка. А значит, горизонтальная диверсификация, охватывающая смежные сегменты рынка, обладает высоким уровнем снижения отраслевого риска.

Основным недостатком такого вида является то, что производство не основного вида продукции может обходиться компании намного дороже, чем на специализированных предприятиях. Это происходит потому, что необходимые капитальные затраты и издержки на реорганизацию или восстановление производства нового вида продукции могут тормозить получение общей прибыли.

Иногда может быть полезным комбинирование вертикальной и горизонтальной диверсификацией. Если горизонтальная достигается путем увеличения общего количества управляемых активов, то вертикальная – предполагает разделение рисков в пределах одного действующего актива.

Кто проводит диверсификацию?

Для начала следует уяснить, что для проведения диверсификации необходимо соблюдение таких условий: существование прибыльного сложившегося бизнеса и наличие значимого собственного или заёмного капитала. Таким образом, под эти условия попадает либо средний, либо крупный бизнес.

Каковы причины диверсификации бизнеса?

Основными причинами проведения диверсификации являются:
1) наличие свободного капитала, который неэффективно используется. К примеру, компания приносит стабильную прибыль, которая накапливается на расчётном счёте в банке или размещается на депозите. Прибыльность такого размещения либо нулевая, либо низко рентабельная, поскольку ставки банка в лучшем случае перекрывают инфляционные потери. При этом оборотного капитала у предприятия достаточно, как и средств, направляемых на внутреннее развитие. Таким образом, производится поиск объектов вложения капитала для инвестирования таковых;
2) поиск более прибыльных ниш или рынков. Например, анализируя занятую рыночную нишу, компания пришла к выводу, что рынок стагнирует, клиенты переориентируются на иной товар. Соответственно есть более рентабельное направление или более ходовой (доходный) товар. Расширением сферы деятельности можно добиться большей рентабельности капитала и повышения прибыльности. Таким образом, капитал инвестируется в расширение товарного ассортимента;
3) снижение рисков зависимости от поставщиков или подрядчиков. Диверсификацию проводят при ограниченности ресурсов и большой зависимости от сырья (поставщиков). Компания понимает, что поставщик может повысить стоимость сырья или перераспределить его таким образом, что не возможно будет выполнить плановые показатели выпуска продукции. Таким образом, целесообразным является покупка предприятия, владеющего сырьём;
4) поиск варианта повышения рентабельности производства или сбыта. Не секрет, что поставщики и посредники также закладываю свою долю прибыльности в обеспечиваемые ими процессы. Таким образом, повышение рентабельности можно добиться путём отказа от услуг поставщиков или посредников и заменой их собственными силами.

Какие вопросы следует учитывать при проведении диверсификации?

Для начала следует определиться с идеей, которая не предлагает замену одного товара на другой (например, отбивную – на пиццу), а расширяет ассортимент и направления развития (украинская, японская, итальянская кухня).

Далее – ресурсы. В первую очередь собственнику необходимо оценить имеющиеся ресурсы, при этом, как уже отмечалось выше, лучше призвать стороннего эксперта. Не менее важен вопрос определения источника необходимых средств. Следует отметить, что в этом случае наиболее безопасно ориентироваться на собственные свободные средства, поскольку конкуренция высока. Диверсификация в кредит редко бывает окупаемой.

Очень важен и правильный подбор исполнителей и четкое делегирование обязанностей и контроля. Безусловно, важна квалификация топ менеджера.

Цель. Она должна быть четко обозначена, определен вектор развития, очерчены необходимые ресурсы, а также желаемый результат. Диверсификация может носить как характер защиты (укрепление или замена слабеющего направления), так и характер нападения (захват новых позиций) – это первое измерение стратегической цели. Второе измерение цели касается ожидаемых результатов: расчет на экономический успех, повышение рентабельности либо повышение согласованности действий в бизнесе, внедрение инноваций.

На основе этих измерений выделяют четыре варианта стратегии диверсификации:
«Экспансия» – проводится с наступательной целью и направлена на усиление деятельности за счет инноваций;
«Замена» – направлена на замещение вида деятельности, имеющего тенденцию к спаду. Реализуется оборонительная цель за счет высокого уровня согласованности кадровых ресурсов;
«Развертывание» – является без сомнений наступательной стратегией и ориентируется на имеющиеся высокие экономические показатели, возможность вложения свободных средств;
«Свертывание» – по сути является оборонительной стратегией, хотя направлена на поиск нового направления для роста бизнеса.

Подводя итоги, отметим, что тема диверсификации сегодня достаточно актуальна. Поскольку речь идет о применении ее для повышения рентабельности производства, увеличении прибыли за счет роста экономических показателей и, самое главное, для предотвращения банкротства. Следует отметить, что каждый бизнесмен при организации своего дела ищет ту самую точку устойчивости, которая обеспечивает золотую середину между специализацией производства и его диверсификацией. Готового рецепта, как найти оптимальные шаги, нет. Следует анализировать опыт развития бизнеса в разных странах на разных этапах, для того чтобы научиться принимать правильные решения для своего конкретного бизнеса.


© ГК "ФинИнКом" 1999-2019 FIRM.UA - решения для бизнеса