ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ. ГЛАВА III | Днепр, Киев, Материалы, Одесса, Харьков | FIRM.UA
 

мы с Вами с 1999 года

Финансовые вложения. Глава III

Предыдущий раздел – “Глава ІІ. «Бизнес-план”

§ 3.1. Бюджет в разрезе доходов и затрат

Бюджет – это основной финансовый документ любого бизнеса.

Бюджеты бывают разные:
по содержанию – сокращённые (учитывают определённые статьи) и развёрнутые (все статьи);
по сроку – краткосрочные (месяц), среднесрочные (1-3 года), долгосрочные (более3-х лет).

Для понимания финансовых показателей бизнеса, возможности его реализации, учёта необходимых вливаний и расчёта показателей безубыточности, окупаемости и доходности, необходимо составить несколько бюджетов: первоначально краткосрочный развёрнутый, а после среднесрочный развёрнутый.

Чтобы получить достоверный бюджет рекомендуем изначально исходить из затратных статей, а после формировать доходную часть. В бюджет отдельно включаются разовые затраты и доходы (вливания) и отдельно постоянные (периодические).

Составление краткосрочного развёрнутого бюджета производиться в таком порядке:

а) формирование статей затрат и доходов.

Разовые затраты: закупка мебели (столы, стулья, шкафы, сейфы и т.д.), оборудования (станки, приборы и т.д.), офисной техники (ПК, периферия, копиры, телефонные аппараты и т.д.), офисные принадлежности (настольные наборы, лотки, планшеты, флип-чарты и т.д.) и иное.

Постоянные затраты: оплата за аренду помещений (офис, производство, склад), закупка сырья и материалов (ткани, листовое железо и т.п.), хозяйственные затраты (расходные материалы, канцтовары), услуги сторонних лиц (банк, транспорт, почта и т.д.), маркетинг (реклама в СМИ, Интернете и т.д.), зарплата персонала, обязательные платежи (налоги, сборы) и иное.

Полные перечень затратных статей зависит от видения бизнеса (представлении о его уровне, организации процессов).

Разовые доходы: вложения учредителей, привлечённые инвестиции, кредиты, займы, бесплатно переданное оборудование, материалы и т.д.

Постоянные доходы: выручка от реализации произведённых товаров, предоставленных услуг и торговые надбавки от посреднических операций.

б) описание размеров статей.

Формирование размера статей затрат возможно двумя путями:

анализ рыночных стоимостей – усреднённые показатели по рынку (чревато тем, что они могут изменяться в зависимости от иных на первый взгляд незаметных факторов). Такая информация получается путём обзвонов и анализа рекламных предложений;

заключение предварительных соглашений – точные данные. Такая информация получается в процессе переговоров.

в) планирование расходной и доходной части.

Планирование включает в себя процесс анализа статей бюджета с точки зрения необходимости в данном периоде такой статьи, её размера.

После получения сумм затратных частей, анализируется (планируется) доходная часть в разрезе объёмов продаж, возможности её реализации, покрытия за счёт разовых доходов.

г) составление календарного план-графика.

Завершает бюджетный процесс составление календарного (по датам) план-графика реализации бюджета. Это и есть предварительный бюджет. Он позволяет рассчитывать размеры доходной и затратной части, сроков платежей, необходимых финансовых вливаний, построить и проанализировать план продаж.

д) пересмотр предварительного бюджета.

Возможен этап пересмотра статей бюджета. Он включает в себя повторный анализ целесообразности статей затрат, возможности их уменьшения путём частичного финансирования и реализации за больший промежуток времени, отказа от части из процессов, влекущих дополнительные затраты, анализ возможностей стимулирования продаж и увеличения доходной части.

В результате получиться краткосрочный развёрнутый бюджет.

Теперь можно перейти к составлению среднесрочного точного бюджета.

За основу берётся краткосрочный точный бюджет и производиться анализ с точки зрения ежемесячных изменений. Этот бюджет составляется в виде таблиц (таких же как и краткосрочный) в разрезе месяцев.

В отличие от долгосрочного бюджета среднесрочный, как правило, не учитывает влияние внешних факторов таких, как инфляция, изменение рыночной среды и т.д.

Сокращённые бюджеты составляются, как правило, средними и крупными предприятиями с целью анализа по структурным подразделениям, направлениям и т.д.

§ 3.2. Расчёт безубыточности, доходности, окупаемости и рентабельности

Составление среднесрочного бюджета позволяет рассчитать такие необходимые параметры, как:
а) безубыточность – это момент развития бизнеса, когда статьи доходов покрывают необходимые статьи расходов (нулевая прибыль);
б) доходность – это показатель поступлений, обеспечивающихся ведением бизнеса. Доходность может быть как валовой, т.е. совокупность доходных статей за определённый период, так и чистой, т.е. размер разницы доходов, что превышает статьи затрат;
в) окупаемость – это срок за который учредителям, инвесторам будет возвращёны в полном объёме привлечённые в бизнес финансовые ресурсы. Как правило, не учитывает возможные новые проекты в пределах уже действующего бизнеса, так как на него составляется отдельный бизнес-план;
г) рентабельность – это показатель соотношения полученной доходности к размеру стоимости внесённых в бизнес ресурсов (взносов, инвестиций и т.д.).

§ 3.3. Альтернативные варианты вложения капитала

Рассчитав размер рентабельности, необходимо ещё раз проанализировать:

а) инвестиционную привлекательность бизнеса.

С этой точки зрения у бизнеса есть много конкурентов: иные бизнесы с большей рентабельностью и финансовые учреждения, выплачивающие доход больший или незначительно меньший (необходимо учитывать степень рисков) за полученную рентабельность;

б) возможности повышения этого показателя.

Это обеспечивается путём анализа возможности сокращения привлекаемых инвестиций, а также анализ бюджета, указанный в п. «д» параграфа 3.1.

Следует сказать, что инвестор рассматривает также соотношение размера рентабельности и риска не реализации бизнес-плана. Потому незначительное превышение размера рентабельности по сравнению с банковскими депозитами (государственные гарантии возврата определённых сумм) вряд ли помогут привлечь инвестора.

Не стоит фанатично рассматривать и продвигать свой бизнес-план, если вам предложили бизнес-план с большей рентабельностью. Лучше быть одним из партнёров более рентабельного бизнеса, нежели единым низко рентабельного.

Следующий раздел – “Глава IV. Предприятие”


© ГК "ФинИнКом" 1999-2020 FIRM.UA - решения для бизнеса