КАК СДЕЛАТЬ СТАРТАП УСПЕШНЫМ? | Днепр, Киев, Материалы, Одесса, Харьков | FIRM.UA

ближайший офис

если нет, измените

Как сделать стартап успешным?

Стартап (от англ. startup) – это начальный период запуска бизнес-проекта. Он следует после разработки бизнес-плана и его согласования со всеми участниками.

Благоприятствующим фактором возникновения стартапов является неповоротливость крупных компаний. Последние успешно эксплуатируют уже существующие продукты, а вот с созданием новых у них, как правило, «напряженка». Однако крупные компании зачастую являются щедрыми покупателями успешных стартапов.

В части создания и воплощения новых идей стартапы, благодаря своей мобильности, успешно конкурируют и зачастую побеждают крупные корпорации. Особенность состоит в том, что из-за своей гибкости они могут оперативно меняться под влиянием внешних факторов и приспосабливаться к ним. Если сравнивать со стабильным бизнесом, стартап может резко изменить вектор деятельности.

К сожалению, по статистике из каждых 10 стартапов успеха добивается лишь 1. Такое количество неудач является следствие довольно таки типовых ошибок.

Что нужно, чтобы стартап стал успешным?

Чтобы стартап стал успешным, необходимы, наличие трёх «И»: идея, исполнители и инвесторы. Следует заметить, что только удачное сочетание этих составляющих гарантирует победу.

Далее мы рассмотрим каждое из них подетальнее.

Идеи

Столько всего вкусного и интересного, что не знаешь, за что взяться. А для «взять и сделать» идея кажется пока еще недостаточно масштабной. Месяцами обрастает в голове идеолога новыми функциями. Или вообще превращается во что-то другое, но так и не приближается к реализации. Или идея делается наполовину, например, только технология, но так и не превращается в продукт, кажется, что нужно еще что-то придумать. Или делается и бросается потому, что не оправдала надежд на мгновенные миллионы без усилий по продвижению. Безумное количество идей – это не креатив, а болото, которое лишает вас и того и другого. Нагенерировать их можно легко и много. А реализовать– нет. Помните, лучшее – враг хорошего.

Предлагаем 10 шагов для включения вашего креативного мышления:
1. Окружите себя креативными людьми
2. Избавляйтесь от старых привычек
3. Установите цель
4. Мечтайте, давайте «пищу» уму
5. Совершенствуйте то, что вас не устраивает
6. Анализируйте высказанные идеи
7. Путешествуйте
8. Меняйте окружение
9. Заимствуйте идеи
10. Фиксируйте идеи

Большинство стартапов умирают на стадии начальной идеи. Основная её ценность состоит в том, что в процессе выяснения работает или не работает она, вы придумываете настоящую идею.

Начальная идея – это всего лишь точка отправления, это не план, а задача. Будет проще, если относиться к идее следующим образом. Вместо того чтобы говорить, что вы хотите сделать, говорите: а можно ли это сделать? или как это сделать?Несколько грамматических трюков, и ужасающая идея превращается в многообещающий вопрос, который можно исследовать.

И это различие вполне реально, потому что утверждение вызывает возражения, а вопрос нет. Если вы будете говорить, что собираетесь создать вышеуказанное приложение, то критики, а наиболее опасный из них сидит в вашей же голове,начнут говорить, что вы собираетесь конкурировать, что вы не сможете и т.д. Если относиться к идее для стартапа как к вопросу, то цель ваших поисков меняется.

Если бы идея была планом, то было бы необходимо, чтобы она была верной. Но если это задача или вопрос, то она может быть и неверной до тех пор, пока ведет к другим идеям. Одной из ценностей неверных идей является то, что они помогают решить частную задачу.

И помните, не обязательно изобретать велосипед, достаточное его усовершенствовать, лишь бы он удовлетворил спрос потребителя. Это и станет залогом вашего первого миллиона.

Исполнители

Для роста надо собрать правильную команду. В ней должен быть генератор идей, полевые работники, знающие потребности рынка, конструктивнее критики – это те, кто общают внимание на мелочи и недоделки, думают на два шага вперед, пытаясь предсказать, что должно произойти. На нашем рынке конструктивнее критики часто заменяются людьми, которые хорошо умеют мониторить рынки, то есть можно скопировать какую-нибудь новую идею на западном рынке или у конкурента и внедрить у нас.

Среди тех, кто все-таки решается завести свой стартап,выделим следующие категории:
1. Студенты последних курсов вузов — это самая представительная категория стартаперов. Они – идеалисты и мечтатели. В следствие малого жизненного опыта, они бросаются в реализацию идей с головой не всегда задумываясь, что проект может не получится. Они узнают о стартаперском движении от преподавателей и сверстников, с воодушевлением ходят на стартап-тусовки. Они быстро загораются идеями и так же быстро остывают.
2. Офисные сотрудники, которые ищут новые возможности внутри компании и не получают должной поддержки в совершенствовании рабочих процессов. Они часто шире видят спрос потребителя и понимают, что теперешняя компания не удовлетворяет его из-за зашоренности, а потому зачастую теряют клиента. Они дают клиенту то, что он ожидает, а потому становятся жесткими конкурентами для своей бывшей работы.
3. Внутрикорпоративные стартапы — быстрорастущее и модное направление, успешно развиваемое в корпорациях предпринимательского типа. Зачастую новые идеи корпорациям поддерживать выгодно, т.к. они получают значительные конкурентные преимущества.
Также формой внутрикорпоративных стартапов является расширение или дублирование бизнеса на другие, как правило, внешние рынки. Ваш страртап может быть частью проекта выхода на рынок Украины иностранной компании. В этом случае вы получаете опыт и поддержку материнской компании, но одновременно с этим она же и является ограничителем свободы.

Инвестиции

Инвестиции требуются далеко не каждому стартапу. Нужны не инвестиции, а просто деньги. Объясняю, в чем разница. Люди видят в инвестициях форму заработка, что крайне неправильно, поэтому примерно 90 % стартапов умирает. Люди видят получение инвестиций своей финальной целью. И при их получении расслабляются или вообще находят новое место. Инвестиции, как мы поняли на своем опыте, это не форма дохода, а некая форма ответственности.

Источники финансирования стартапа:
1. три «Д» — домашние, друзья и дураки;
2. субсидии государства;
3. бизнес-ангелы;
4. конкурсы;
5. бизнес-акселераторы — это микс конкурса и венчурного фонда;
6. венчурные фонды;
7. стратегические инвесторы.

Юридическая составляющая

Стартапы обычно запускаются на повышенных скоростях: подбирается команда, оцениваются риски, выстраивается бизнес-модель. Очень часто в пылу «пусконаладочных» работ предприниматели лишь в самый последний момент спохватываются, что неплохо бы структурировать проект еще и с юридической точки зрения и убедиться, что существующее правовое поле ему благоприятствует. Между тем начинать обсуждать с юристом бизнес-модель стартаперу нужно как можно раньшево избежание неприятных сюрпризов.

На этапе разработки проекта перед юристом стоит очень важная и трудоемкая задача – это продумать все организационные моменты бизнеса: правовую форму юридического лица, способ привлечения инвестиций, схема работы, договора, типовые формы и т.д.

В конечном счете, все должно определять особенности бизнес-модели стартапа. Существуют сложные по структуре и процессам бизнесы, которые требуют постоянного вовлечения юристов. Например, торговля, которой нужна постоянная юридическая поддержка при заключении договоров с поставщиками товаров, сервисных договоров с «поддерживающими» компаниями: call-центрами, компаниями-подрядчиками и так далее. Кроме того, юрист в таком бизнесе должен сопровождать работу с клиентами по урегулированию претензий и жалоб.

Для начала нужно определиться, какой проекту требуется юридический функционал, а затем решить, передавать ли его на аутсорсинг в юридическую фирму или нанимать штатного сотрудника. Штатный сотрудник не всегда по карману стартапу, и как показывает практика является узкоспециализированным. Другое дело аутсорсинг. В этом случае над проектом будет работать команда специалистов разного направления и квалификации.

Будьте прагматичны! Четко определите функционал и объем работ, который будет выполнять юрист в вашей компании, и на каком этапе он действительно становится нужен. У разных бизнес-моделей разные потребности.

АКГ «ФинИнКом» оказывает практичускую помощь в реализации стартапов. Обращайтесь!

Вывод

Никогда не ждите того момента, когда наступит “идеальное завтра” для начала своего проекта. Начните с поиска идеи уже сейчас. А если она у вас уже есть, то переходите к стадии ей реализации, пока аналогичную идею не реализовал кто-нибудь ещё.

Вкажіть e-mail та отримайте відео по темі

Пропозиция дня

Отримай 50% кешбек

за свое хорошее поведение