МЕДИАЦИЯ | Днепр, Киев, Материалы, Одесса, Харьков | FIRM.UA

ближайший офис

если нет, измените

Медиация

Ведение бизнеса всегда предполагает взаимовыгодное сотрудничество. Но, как говорят: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Иногда излишнее доверие, самонадеянность, недосказанность или банальная ошибка исполнителя приводят к столкновению интересов. Безусловно, во избежание конфликта в договоре, составляемом сторонами о сотрудничестве, должны быть прописаны до деталей все обязательства, зоны компетентности сторон, а также их ответственность. Но даже в условиях современного цивилизованного рынка иногда возникают вопросы, связанные с нарушением договоренностейи прочими проблемами.

Вопрос профессионального подхода к разрешению вопросов, конфликтных ситуаций, приводящих иногда к судебным спорам, является более чем актуальным в бизнесе.

Каковы пути достижения выхода из конфликтов?

Первый вариант – это, конечно, переговоры. К сожалению, культура ведения переговоров бывает не настолько высока, чтобы привести к положительному результату. Часто в ход пускаются манипуляции и, даже, обман. А главное, заинтересованные стороны не могут видеть ситуацию объективно (как бы со стороны), что естественно оказывает свое влияние на результат.

Второй – судебное разбирательство, что имеет очевидные позитивные стороны. Такой поворот дела будет гарантировать законность, выполнение четкой процедуры урегулирования ситуации и, что особо важно, обязательность выполнения постановлений суда. Но при этом предполагаются серьезные финансовые и временные затраты. Учтем также, что суд, так или иначе, принимает решение в интересах одной из сторон, что не всегда способствует дальнейшему развитию бизнеса.

Поэтому последние годы особо актуальной является технология альтернативного урегулирования споров, называемая медиацией. «Рассудите нас люди!» – знакомая народная мудрость. Это именно такой случай, когда решение проблем проводится при участии третьей беспристрастной стороны, которая не может быть заинтересована в данном конфликте, медиатора (посредника).

Посредничество было признано еще римским правом, и римляне для того, чтобы обозначить понятие «посредник», использовали термин medium, mediator. В современности медиация стала применяться поначалу в вопросах семейных отношений. Сейчас это признанная во всем мире технология внесудебного решения конфликтов, в том числе, связанных с бизнесом.

В чем же суть медиации? Какое её преимущество?

Стороны прибегают к процедуре медиации исключительно добровольно, привлечение медиаторов проводится по обоюдному согласию. Участие третьей стороны не предполагает примирения, как факта, а в первую очередь рассмотрение возможных вариантов решения вопроса без судебного разбирательства.

Участие посредника предполагает его беспристрастность и независимость от любой из сторон. В то же время медиатор должен быть достаточно информирован о сути вопроса и компетентен для того, чтобы помочь найти альтернативный вариант решения конфликта, устраивающий каждого.

Обе стороны имеют полный доступ к информации по результатам процедуры. Решение предлагается, но, ни в коем случае, не навязывается. Причем, каждая из сторон может прервать процесс медиации в одностороннем порядке.

В задачи посредника входит создание конструктивного характера проводимых переговоров, атмосферы доверия и взаимного уважения. Поэтому правильным будет делегирование обеими сторонами управления ходом переговоров медиатору.

Само решение обратиться к процессу медиации говорит о том, что обе стороны ищут пути решения конфликта с возможностью последующего сотрудничества. Однако привлечение к бизнес-конфликту третьего лица предполагает полную конфиденциальность процедуры.

Главным преимуществом медиации является принятие такого соглашения, в котором заинтересованы обе стороны. А потому оно не требует принудительного исполнения, как это происходит в результате вмешательства судебно-исполнительных структур.

В принципе, если консенсус ненайден, любая из сторон всегда может передать вопрос в суд. И решение обратиться к медиатору не является чем-то бесповоротным (в отличие от судебного разбирательства).

Народная мудрость гласит: «Плохой мир всегда лучше доброй ссоры», – цивилизованный деловой мир давно перешел на позиции мирного урегулирования любой конфликтной ситуации. По той простой причине, что судебное разбирательство конфликта между противостоящими сторонами в принципе и не решает, наоборот, оннарастает. Продолжение же сотрудничества после суда практически невозможно.

С точки зрения финансовых затрат, однозначно медиация менее дорогое удовольствие, нежели судебная тяжба.

Да и сроки, затраченные на решение проблемы, будут гораздо короче.

Обе стороны являются непосредственными участниками решения вопроса, а сам медиатор, будучи беспристрастным посредником, стремится избавить оппонентов от негативной репутации и лишней огласки. Именно поэтому во время самой процедуры категорически запрещается делать аудио- или видеозаписи, хотя результаты достигнутого соглашения имеет смысл оформить юридически.

Кому же можно доверить столь щепетильное и тонкое дело – медиацию?

Следует отметить, что какой-то десяток лет назад сертификат специалиста по альтернативномуразрешению споров вызвал бы у наших бизнесменов, мягко говоря, удивление. Сейчас вопросы медиации изучают в университетах, бизнес-школах, используют в работе юристы, чиновники, психологи. В принципе, медиацией могут заниматься профессионалы различных сфер деятельности.

Эффективной в таком случае является деятельность компании, оказывающей услуги медиаторов. В ее составе обязательно есть профессиональные юристы, адвокаты, экономисты и психологи. Люди, которые компетентны каждый в своей области и в смежных областях. Обычно в составе такой команды есть собственный нотариус, что гарантирует квалифицированную своевременную помощь при оформлении документов, составленных в результате переговоров. Иногда медиатором может быть даже судья, не отвечающий за вынесение окончательного приговора по делу.

Естественным является то, что компания заинтересована предоставить качественные услуги обеим сторонам и при этом сохранить максимум конфиденциальности. Ведь от результата работы зависит, в первую очередь, ее репутация.

Перед началом процедуры обе стороны предоставляют медиатору свои варианты видения проблемы, основные документы, обосновывающие их позицию. Посредник, изучая существо вопроса, встречается с каждой из сторон, выясняет основу разногласий, а также анализирует наличие конфликта интересов. Исследует все возможности мирного урегулирования ситуации.

Возможна и повторная сессия собеседований с целью уточнения деталей.

Совместная сессия проводится уже с целью определения разрешения спорной ситуации в приемлемом для обеих оппонентов варианте.

Как правило, успешное завершение медиации является основанием для заключения определенного соглашения, оформляемого документально. На этом этапе к процедуре обязательно привлекаются юристы.

Различные виды и техники деятельности медиаторов реализуются на основе Европейского Кодекса Поведения Медиаторов, который был разработан при поддержке Еврокомиссии и одобрен нею.