ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ГЛАВА I | Днепр, Киев, Материалы, Одесса, Харьков | FIRM.UA

ближайший офис

если нет, измените

ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ГЛАВА I

§ 1.1. ЧТО ТАКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

На наш взгляд самая лучшая трактовка этого понятия была дана в ныне уже не действующем Законе Украины «О предпринимательстве». Его трактовки нашли отображение в Гражданском и Хозяйственном кодексе Украины.

В Законе говорилось: «Предпринимательство – это непосредственная самостоятельная, систематическая, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли, совершающаяся физическими и юридическими лицами, зарегистрированными субъектами предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством».

Таким образом, можно выделить основные признаки предпринимательской деятельности: 
а) «совершающаяся физическими и юридическими лицами, зарегистрированными субъектами предпринимательской деятельности» указывает на то, кто является субъектом предпринимательской деятельности. Подробнее мы будем рассматривать эти вопросы далее; 
б) «непосредственная самостоятельная» обозначает, что субъекты добровольно, по собственному желанию, от своего имени вступают в правоотношения с другими субъектами, заключают соглашения, совершают активные действия. Допускаются варианты передачи ряда полномочий (например, поручение или комиссия) от одного субъекта к другому, но это не влечёт замену субъекта в правоотношениях целиком. Следует также сказать, что законодательством предусмотрена возможность замены субъекта в правоотношениях (например, цессия), определены условия такой замены; 
в) «систематическая» обозначает, что такая деятельность направлена на поставленный результат и ведётся постоянно. Для этого субъекты совершают ряд последовательных, как правило, циклических действий (например, поиск клиентов, заключение соглашений, выполнение заказа, получение средств, выплата вознаграждения привлечённым лицам и т.д.), при чём предметы сделок не обязательно должны быть однотипными; 
г) «на собственный риск» обозначает, что в процессе совершения действия есть фактор риска, то есть возможны наступления как благоприятных (частичное или полное достижение цели), так и негативных (не достижение цели или получение значительных убытков) последствий. Уровень возможности наступления риска целиком зависит от характера совершаемых субъектом действий: последовательность, целесообразность, направленность. Следует учесть, что такой риск (называется «коммерческий риск») также можно застраховать; 
д) «с целью получения прибыли» обозначает направленность на конечный итог ведения деятельности, при чём независимо от того достигнут он или нет (см. п.п. «г» этого параграфа).

§ 1.2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Прежде, чем начать заниматься предпринимательской деятельностью, следует чётко определить (формализовать) её цель.

Разумеется, что обобщённо цель звучит так же, как и в п.п. «д» параграфа 1.1. В уставных документах её расписывают более детально (например, обеспечение рынка полезными товарами, услугами и работами, создание социальных благ для сотрудников, обеспечение прибыли акционерам и т.д.), но всё же абстрактно. Это обусловлено тем, что цель и соответственно поставленные задачи, могут меняться в процессе деятельности под влиянием объективных и субъективных факторов. Детальное их описание в уставных документах повлечёт обязательство либо отказаться от смены цели, либо внести изменения в уставные документы.

Намного удобнее фиксировать цель в оперативной документации (например, бизнес-плане, программе развития на какой-то период и т.д.).

Однако, для определения момента достижения цели, её критерии необходимо чётко указать (например, месячный объём продаж в размере определённой суммы, получения годовой прибыли в определённом размере, занятие определённой доли рынка, вывод на рынок определённых товаров в определённых объёмах и т.д.). Чем детальнее указаны критерии цели, тем легче определить возможность и момент её достижения, а соответственно серьёзность ведения деятельности.

Ведение предпринимательской деятельности может быть направлено на: 
а) достижение конкретной цели без её пересмотра в дальнейшем (например, заработать 2 млн. грн., дальнейшее их размещение на депозите, получение дохода рантье), 
б) достижение промежуточной цели с дальнейшим её пересмотром (например, занятие 10 % доли рынка рекламных услуг в медиа-бизнесе, дальнейший пересмотр в сторону увеличения размера доли и занятие 5 % рынка интернет-рекламы).

Первый вариант предусматривает дальнейшее прекращение ведения деятельности, второй вариант – деятельность ведётся постоянно без ограничения по времени.

§ 1.3. ПОРЯДОК ВЫБОРА СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

После того, как была формализированна цель деятельности, следует определиться со сферой её ведения.

При выборе сферы деятельности следует учитывать следующие факторы:

а) собственные навыки (опыт и знания).

Как правило, лицо, решившее заниматься предпринимательской деятельностью, выбирает ту сферу деятельности, в которой у него есть опыт (получен на ранее занимаемой должности), знания (полученное образование) или персональные контакты (наличие лобби-знакомых). Обусловлено это тем, что организовать, управлять и/или контролировать можно лишь бизнесом, если в нём разбираешься и понимаешь.

Такой подход при выборе сферы деятельности влечёт уменьшение риска и наступление возможных негативных последствий.

Данный фактор в некоторых случаях не является решающим. Он не будет иметь для вас роль в случае, объединении усилий с иными участниками (например, совместный бизнес), передачи капитала в управление (например, акционерное участие) или диверсификации бизнеса (например, привлечение специалистов иных сфер).

б) наличие стартового капитала

Увеличение размера стартового капитала прямо пропорционально сложности (см. п.п. «д» этого параграфа), размеру и/или количеству занятым сегментам рынка.

Стартовый капитал необходим для финансирования: 
– организации предпринимательской деятельности (консультационные, регистрационные и разрешительные процедуры), 
– начала предпринимательской деятельности (закупка средств производства, материала, реклама), 
– покрытия убытков первых этапов (разницу между затратами и доходами) до достижения точки окупаемости.

Размер необходимого стартового капитала находится в зависимости от сферы деятельности (тенденция повышения затратности на стадии начала бизнеса: услуги – торговля – производство).

Обеспеченность стартовым капиталом позволяет расширить, как правило, за счёт смежных направлений (например, продажа техники и сервисный ремонт) ассортимент продажи, понижает риск негативных последствий, закладывает основы капитальности проекта.

Лучшим стартовым капиталом являются денежные средства поскольку являются абсолютно ликвидными, но они подвержены инфляционным процессам.

В качестве стартового капитала может быть оборудование, мебель, иная техника, используемые в процессе деятельности (обладают меньшей ликвидностью, но не подвержены инфляционным процессам). Фактор ликвидности таких основных средств повышается за счёт использования лизинговых (аренда или аренда с выкупом) инструментов.

Стартовый капитал формируется как за счёт личных сбережений, так и за счёт привлечённых средств (займы, кредиты (опосредствованно), дотации, акционерный капитал и т.д.). В случае привлечения средств со стороны выгодным являются (в порядке уменьшения): 
1) акционерный капитал (разделяет риск негативных последствий, не требует обеспечения); 
2) дотации и займы (подлежат возврату либо при определённых нарушениях, либо при наступлении определённого срока); 
3) кредиты (предусматривают целевое назначение, контроль, выплату процентов и тела кредита, требуют обеспечения и страхования).

Объединение стартовых капиталов уменьшает размер получаемой прибыли и влияния на деятельность, однако повышает рентабельность предпринимательской деятельности и понижает риск негативных последствий.

в) размер амбиций (размер бизнеса).

Каждый предприниматель формирует своё видение (представление) об уровне бизнеса, его оценке со стороны потенциального потребителя (факторами удовлетворённости). В зависимости от этого бизнес может быть различного уровня: 
1) микро-бизнес: занято до 10 человек и объём продаж до € 1 млн. в год; 
2) малый бизнес: занято до 50 человек и объём продаж € 1-10 млн. в год; 
3) средний бизнес: занято до 500 человек и объём продаж до € 10-100 млн. в год; 
4) крупный бизнес: занято более 500 человек и объём продаж свыше € 100 млн. в год.

Классификация предприятий претерпевает некоторых модернизаций в зависимости от сферы деятельности. Так бизнес микро- и малого уровня соответствует сфере услуг, малый и средний – торгово-посредническая сфера, средний и крупный – производственная и энергетическая сфера.

Самым оптимальным вариантом является уровень малого и среднего бизнеса, поскольку в глазах контрагентов (поставщики, покупатели, финансовые учреждения) он является и эластичным (оперативно подстраивается под требования ситуаций на рынке), и надёжным (достаточно денежных средств для выполнения обязательств).

Соответственно, чем крупнее бизнес или выше к нему требования (то есть уровень помещения, рекламы, сервиса, представительства) учредителя, тем больше средств требуется для его организации и запуска (доведения до точки окупаемости).

г) конкурентное положение (модернизация процессов)

Следует учитывать, что наиболее привлекательным является бизнес с меньшей конкуренцией. Это позволяет затрачивать меньшее количество средств для достижения точки окупаемости и выхода на плановые показатель.

Если конкурентные преимущества не созданы, то их следует создать. Так, более 55 % предприятий находятся в сфере услуг, поскольку именно эта сфера позволяет путём поиска усовершенствований создавать конкурентные преимущества не потребляя много средств (проще усовершенствовать услугу – набор процессов, нежели производство с его механизмами и наборами процессов).

Инновационные решения в данном смысле не являются лучшим решением, поскольку требуют значительных затрат при выводе на рынок новых продуктов и формировании у потребителей благоприятного отзыва (по статистике только 7 % потребителей – новаторы).

Различные сферы деятельности отличаются различным уровнем конкуренции в них. При чём, чем более ликвидная сфера, тем большая конкуренция (например, строительная).

д) особенности сферы деятельности.

Детальнее об этом в следующем параграфе.

Лишь учитывая выше изложенные факторы можно сделать выбор сферы деятельности, в которой предстоит проявить себя.

§ 1.4. ОСОБЕННОСТИ СФЕР ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Законодательное регулирование сфер деятельности разнится по своему характеру (например, сфера клининговых услуг менее регулируемая, чем торговля промышленными товарами и в тоже время торговля промышленными товарами менее регулирована, нежели производство электроэнергии). Чем меньшее законодательное регулирование, тем большая конкуренция и в тоже время возможностей поведения (риски зависят в большей части от участника бизнеса).

Следует учитывать, что ориентация на внешние рынки влечёт регулирование отношений законодательством иного государства. Украинское законодательство не всегда является лучшим, потому часто участники бизнеса используют такие особенности (это рентабельно для среднего и крупного бизнеса, так как затраты на перенос бизнеса за рубеж компенсируется полученной выгодой).

Некоторые виды бизнеса требуют получения разрешительной документации (например, лицензирование определённых законом видов деятельности, сертификация продукции или производства, получение разрешения на торговую точку и т.д.). Это влечёт дополнительные затраты по времени и деньгам. Ряд процессов разрешительной системы являются коррупционными или закрытыми по количеству участников (например, производство топлива, банковское дело).

Различные сферы деятельности отличаются по количеству и видам статей затрат. По росту затратности можно отобразить сферы деятельности таким образом: 
а) услуги. Основными статьями затрат является зарплата персонала, аренда офиса, реклама. 
б) торговля и посредничество. Основные статьи затрат: средства в обороте (закупка товара), аренда торгового помещения и складов, зарплата персонала, логистика, банковские инструменты. 
в) производство. Основные статьи затрат: сырьевые запасы, товарные остатки, аренда производственных площадей, складов и офиса, зарплата персонала, энергопотребляемость, представительские расходы, маркетинг, модернизация.

Следующий раздел – “Глава ІІ. Бизнес-план”

Статья опубликована в «Бюллетень ФинИнКом»

Вкажіть e-mail та отримайте відео по темі

Пропозиция дня

Отримай 50% кешбек

за свое хорошее поведение