ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ | Днепр, Киев, Материалы, Одесса, Харьков | FIRM.UA

ближайший офис

если нет, измените

Планирование деятельности предприятия

Дебаты на тему необходимости планирования работы предприятий в условиях рыночной экономики давно канули в лету. Планирование – это периодически повторяемая управленческая функция, позволяющая в процессе её осуществления оценить и понять фактическое состояние предприятия, а также очертить цели деятельности на определённый период. Эта функция жизнеобеспечивающая для предприятия и является неотъемлемой при любой экономической системе.

Успешное развитие бизнеса возможно лишь при наличии действенного плана как краткосрочного (годового), так и стратегического (3-5 лет).

Рассмотрим некоторые аспекты годового планирования. Первое, о чем следует помнить, что план – не догма, а только руководство к действию. Потому к нему и выдвигаются такие основные требования:
достаточная детализация, позволяющая без лишних усилий определить предстоящие задачи, порядок и сроки их достижения, ожидаемый эффект (результат);
гибкость, обеспечивающая возможность оперативного реагирования на изменения рынка, выгодного использования новых возможностей.

Формулируя положения плана действий в текущем году нас естественно будет интересовать планируемая прибыльность нашего дела. Именно цифровое выражение является лучшим способом определения конечной цели.

От чего же зависит прибыль?

В первую очередь от спроса на товар или услуги на рынке, от разницы между себестоимостью и продажной стоимостью единицы товара, от объема выпускаемого и реализуемого нами товара, от его конкурентноспособности.

Это основные параметры. На прибыль могут влиять и другие факторы, например, непрогнозируемое появление на рынке более качественного товара, рисковые ситуации (изменение политического режима, природные катаклизмы) и прочее.

Составление годового плана развития предприятия лучше всего начинать санализа результативности в предыдущий год. Необходимо оценить полученные результаты предыдущего года, сравнить их с ранее поставленным задачами, понять причины способствовавшие и препятствующие их достижения. Важно провести качественный анализ успешности бизнеса в предыдущий период. Эта работа может быть систематизирована в 5-ти основных документах. Они, в принципе, и составляют модель бизнеса.

1. Баланс предприятия, отражает изменения в основном и оборотном капитале, наличие денежных средств на счетах, в кассе, стоимость материальных активов(помещение, оборудование и прочее), размеры акционерного капитала и других источников формирования средств. То есть баланс дает общую финансовую оценку капитала, имеющегося в наличии на конец отчетного года.

2. Отчет о прибылях и убытках (или о финансовых результатах) показывает насколько эффективно (прибыльно или убыточно) работает хозяйственная система предприятия.

3. Отчет о движении денежных средств (поток наличности) Это очень важный анализ, более того в упрощенной схеме он может заменить все отчеты одним. Показывает, насколько хорошо предприятие управляет денежными средствами (имеются в виду и счета в банках, и в кассе предприятия), для того чтобы обеспечивать ликвидность.

4. Анализ безубыточности позволяет показать объем дохода от реализации, который необходим для покрытия расходов, связанных с деятельностью предприятия.

Для определения этого показателя находим сумму постоянных и переменных расходов.

Постоянные расходы должны быть оплачены даже тогда, когда предприятие убыточно. Сюда входит оплата аренды помещений, зарплата отдельным категориям обслуживающего персонала,оплата электричества, транспорта и прочее.

Переменные расходы предполагают оплату сырья, затраты на реализацию продукции, оплату работникам, производящим и реализующим товар, то есть те, что непосредственно связаны с объемом реализованного товара.

5. Анализ отклонений от плановой сметы сопоставляет результаты ежемесячных изменений деятельности предприятия по сравнению с планом. Дает возможность сдержать рост расходов и увеличить прибыль.

В принципе, при анализе работы предприятия по этим параметрам, закладывается основа для планирования на будущий год – определяется отправная точка, тенденция развития, анализ возможностей и необходимостей, формируется видение конечного результата.

План действий представляет собой изложение в хронологической последовательности задач, ведущих к достижению основной цели.

Промежуточные задачи, так же как и основная цель, выражают отдельные конкретные результаты деятельности предприятия, а потому они должны удовлетворять таким требованиям:
конкретность (соблюдение необходимой точности содержания, объема, времени);
измеримость (возможность количественно измерить достижение цели);
достижимость (реальность, отсутствие параметров, которые выходят за рамки возможностей предприятия);
согласованность (все цели рассматриваются во взаимосвязи).

Например, мы ставим целью повышение объема производства выпускаемого нами продукта. Это возможно путем увеличения занятых работников при сохранении той же себестоимости, что, в принципе, не повысит рентабельности предприятия. Возможно приобретение нового технологического оборудования, которое в будущем уменьшит себестоимость в несколько раз, однако, на данном этапе необходима кредитная поддержка.

Отсюда промежуточные задачи:
установление контактов с поставщиками оборудования;
оформление кредита;
установка нового оборудования, обучение персонала.

Еще один пример. Мы видим, что товар, выпускаемый нашими конкурентами, уступает в качественных характеристиках, но пользуется большим спросом.

Значит, мы недостаточно серьезно работаем с потребителем.

Ставятся задачи:
активизировать рекламную компанию продукции (информация, дизайн и прочее);
пересмотреть ценовую политику.

Приведенные выше примеры относятся к, так называемому, прямому воздействию на среду, анализ и прогнозирование которого крайне необходим при планировании. Основные параметры такого воздействия:
взаимодействие с потребителем (ценовая политика, реклама и продвижение товара, реагирование на изменение спроса);
установление партнерских взаимовыгодных отношений с поставщиками;
учет наличия конкуренции на рынке.

Планируя работу на год, предприниматель опирается на уже описанные выше пять параметров модели бизнеса.

Для удобства рекомендуются такие разделы в годовом плане, обеспечивающие взаимосвязь всех направлений развития:

Раздел 1. Оценка рынка и страхования:
прогноз объема реализации продукции, расчеты размеров риска инвестиционного проекта, затраты на его страхование.

Раздел 2. Финансовый план:
план доходов и расходов, составленный на основе сметы продажи и себестоимости продукции;
прогнозный баланс активов и пассивов предприятия;
расчеты точки безубыточности.

Раздел 3. Стратегия финансирования:
расчет объемов финансирования собственными и заемными средствами;
расчет финансирования инструментами рынка ценных бумаг;
структура заемного капитала;
графики погашения кредитов.

Раздел 4. Расчет эффективности проекта, а также инвестиционный риск:
прогноз объёмов выручки, ликвидности и рентабельности;
описание влияния нестабильности рыночной ситуации, экономического законодательства;
риском неблагоприятных социально-политических изменений;
неопределенностью природно-климатических условий и прочим.

Подытоживая выше изложенное, скажем, что зачастую сам процесс планирования играет более важную роль, нежели подготовленный план. Однако не стоит пренебрегать составлением такого документа как план действий. Ибо если вы не будете управлять деятельностью предприятия, оно начнёт управлять вами с весьма непредсказуемыми последствиями.

Вкажіть e-mail та отримайте відео по темі

Пропозиция дня

Отримай 50% кешбек

за свое хорошее поведение