РАБОТА С ДЕБИТОРКОЙ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ФУНКЦИЯ БИЗНЕСА | Днепр, Киев, Материалы, Одесса, Харьков | FIRM.UA

ближайший офис

если нет, измените

Работа с дебиторкой – неотъемлемая функция бизнеса

Существуют ситуации, с которыми сталкивается каждая фирма, это несвоевременная оплата либо отказ в оплате за поставленный товар, выполненные работы, предоставленные услуги. Независимо от источников возникновения, в бухгалтерском учёте все это отображается как дебиторская задолженность.

Самым важным является то, что это не просто цифры в балансе, это – реально неполученная прибыль и как следствие – вовремя не закупленное сырье, материалы, производственное оборудование, недовольство в трудовом коллективе вследствие задержки зарплаты и т.п. Каждая такая цифра, в зависимости от ее размера, в большей или меньшей мере тормозит развитие вашего предприятия, дает шанс конкурентам обойти вас.

Дальше, больше – из неполученной суммы вашему предприятию необходимо уплатить налог на прибыль, поскольку без соблюдения специальной процедуры отнести безнадежную дебиторскую задолженность на убытки невозможно.

Получение платежей от дебиторов — один из основных источников поступления денежных средств, для предприятия, и чем выше удельный вес продукции, продаваемой с отсрочкой платежа, тем важнее для предприятия эффективный контроль за поступлением оплаты от кредитуемых покупателей.

Управление дебиторской задолженностью

Помочь решить эти проблемы и минимизировать риск их возникновения в будущем могут разработка и внедрение комплексной системы управления дебиторской задолженностью.

Основные задачи управления дебиторской задолженностью:
– определение политики предоставления товарного кредита и контроль ее реализации;
– определение политики инкассации просроченной дебиторской задолженности, с последующим контролем ее выполнения;
– внедрение регламентированных процессов предоставления товарных кредитов, их учета и контроля возвратов.

При определении кредитной политики необходимо ответить на следующие вопросы:

Какова цель коммерческого кредитования?

Кому из покупателей мы будем предоставлять товарные кредиты?

Каковы оптимальные величина и срок погашения?

Какие стандарты оценки следует применить для определения надежности покупателей?

Для выбора оптимальной кредитной политики компания должна постоянно сравнивать потенциальные выгоды от увеличения объема продаж со стоимостью предоставления торговых кредитов, а также с риском возможной потери платежеспособности.

Таким образом, процесс управления дебиторской задолженностью начинается с формирования кредитной политики предприятия.

Методология разработки кредитной политики предприятия:
– определение условий предоставления товарного кредита по типам или сегментам покупателей;
– формирование так называемой матрицы цен, т.е. документа, регламентирующего уровень цен на товар или услугу в зависимости от сроков его оплаты и выполнения других условий;
– расчет максимального срока товарного кредита;
– разработка Регламента выполнения кредитной политики.

Приемы управлениядебиторской задолженностью

Дебиторские платежи являются одним из основных источников поступления средств на предприятие.

Дефицит денежных средств в экономике заставил предприятия изменить условия реализации своей продукции, что, в свою очередь, изменило существовавшие ранее отношения с покупателями и практику получения денег и потребовало от предприятий выработки новой политики предоставления кредита и инкассации.

Неоднородное влияние инфляции на различные группы товаров усложнило координацию политики в области закупок и политики продаж, что придало дополнительное значение внедрению эффективных процедур инкассации.

Учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов.

Основные приемы управления дебиторской задолженностью:
– учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;
– анализ в разрезе дебиторов;
– анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;
– оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
– уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
– контроль соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;
– определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;
– оценка возможности факторинга (продажи) дебиторской задолженности.

Методы взыскания задолженности

Методы воздействия на должников можно классифицировать следующим образом:
Юридические. Претензионная работа, досудебная переписка, и, наконец, подача иска. Любые юридические разбирательства являются достаточно эффективными, в плане возврата денежных средств, однако, скорее всего, после такого воздействия вы можете навсегда вычеркнуть эту компанию из числа своих клиентов.
Экономические. К экономическим методам воздействия следует отнести финансовые санкции (штраф, пеня, неустойка) и залоговые отношения. Залог является наиболее действенным рычагом влияния на должника, так как может быть продан по заниженной цене. Если ваш постоянный покупатель нарушает условия оплаты, первой экономической санкцией против него может стать приостановка дальнейших поставок, или последующее его бойкотирование со стороны других поставщиков. Следует учитывать и тот факт, что этот метод тесно связан с юридическим..
Психологические. остоянные напоминания по телефону (факсу, почте и т. п.) различной эмоциональной окраски (в зависимости от ситуации). Ваш дебитор должен знать о том, что вы обеспокоены задержкой платежа. Сложный – использование различных СМИ или распространение информации о задержках платежей среди смежных поставщиков и других заинтересованных лиц.
Физические. Такие меры воздействия как арест имущества должника или самого должника, производимые органами государственной исполнительной службы и органами следствия.

Все методы тесно взаимосвязаны.

Комментарий специалиста

Работа по возврату долгов – это одна из самых неприятных функций, которую необходимо кому-то поручить. Выбор ответственных за возврат просроченной, но еще не безнадежной задолженности для компаний имеет несколько альтернатив. Кредитная политика фирмы состоит из блоков, которые определяются следующими компонентами:
1) для агрессивной политики характеренвысокий уровень рентабельности и риска,
2) консервативная политика, которая характеризуется высокой ликвидностью, низким риском и низкой рентабельностью.

Как показывает практика, на пересечении сфер находится умеренный тип кредитной политики. Уровень показателей рентабельности, ликвидности и риска оценивается по стандартам конкретной экономической среды.

Специализированным средством планирования контроля и ведения дебиторской задолженности компании является делегирования части задач и полномочий консалтинговой фирме или отдельному внештатному специалисту.

Имея большой опыт и практические навыки работы с дебиторской задолженностью и разработкой программ управления задолженностью на разных фирмах, АКГ ФинИнКом разработали специализированный пакет юридического обслуживания «Антидебетор».

Пакет услуг разработан для торговых, дистрибьюторских и производственных предприятий с учетом специфики торгово-финансовой деятельности.

В пакет входят целый комплекс услуг специально подобранных для эффективного и рентабельного возврата дебиторской задолженности. Основные услуги пакета:
– разработка стратегии уменьшения рисков дебиторской (кредиторской) задолженности;
– устные и письменные юридические консультации;
– подготовка и анализ гражданских и хозяйственных договоров и контрактов;
– подготовка писем, отзывов, ходатайств, заявлений, предложений, претензий;
– подготовка исковых заявлений/жалоб, апелляций, кассаций, объяснений в делах;
– представительство интересов в судах и контролирующих органах;
– командировки специалистов с целью предоставления интересов, по всей территории Украины.

Особое внимание уделяется разработке системы управления дебиторской задолженностью с учетом специфики бизнеса каждой организации в отдельности. Пакет юридического обслуживания «Антидебетор» предусматривает симбиоз всех четырех методов взыскания задолженности: экономический, психологический, физический и юридический.

Ожидаемый совокупный эффект от изменений в управлении дебиторской задолженностью с помощью пакета юридического обслуживания «Антидебетор»– повышение эффективности управления дебиторской задолженностью, повышение ликвидности, доход, поддержание жизнеспособности фирмы.

Вкажіть e-mail та отримайте відео по темі

Пропозиция дня

Отримай 50% кешбек

за свое хорошее поведение